Основы православия

О КРЕЩЕНИИ

Зачем нужно креститься? Таинство Крещения вводит человека в Церковь и освобождает его от первородного греха. Благодаря ему он рождается для вечности и становится способным к наследию Царствия Небесного в жизни будущей. Таинство Крещения установил Сам Господь. О нем ясно говорится в Евангелии как о необходимом условии вхождения в Церковь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Изменение, которое происходит с человеком во время совершения этого Таинства, настолько велико, что никакие события, грехопадения, включая перемену веры и даже ее потерю, не возвращают человека в первоначальное состояние. В любом случае он остается, пусть немощным, несовершенным, грешным, но, безусловно, членом Церкви. Поэтому Таинство Крещения может быть совершено только один раз в жизни. В раннехристианские времена взрослого человека допускали к Крещению после длительной подготовки, однако Крещение детей существовало наряду с Крещением взрослых. С V века Крещение детей закреплено постановлениями Соборов, но и до того времени совершалось по обычаю, идущему от апостолов.

Несмотря на это, часто можно услышать вопрос: стоит ли крестить младенцев? Принимая Таинство Крещения, человек становится членом Церкви. Поэтому главное, что получает ребенок в Таинстве, ? благодатная молитвенная помощь всей Церкви, которая особенно необходима в наше время глобальной нестабильности. Конечно, Крещение младенца не гарантирует того, что, став взрослым, он будет верующим человеком, свято исполняющим требования христианской морали. Однако Крещение значительно облегчит приобретение осознанной веры.

Зачем вообще нужен крестный или, как его еще называют, восприемник? Ребенок не может сам отвечать на вопросы священника, отрекается ли он сатаны и сочетается ли со Христом. Он не может исповедовать свою веру, не может понять смысла происходящего Таинства. И крестный становится человеком, который за ребенка поручается: за него отвечает на вопросы, читает Символ веры, молится во время чинопоследования Крещения. Вместе с тем, он берет на себя ответственность за то, чтобы ребенок, придя в сознательный возраст, смог дать на эти вопросы те же ответы, чтобы православное исповедание веры стало и его исповеданием, чтобы своей жизнью он доказал, что его вступление в Церковь состоялось. Крестные родители принимают на себя обязательство воспитывать своего крестника в духе Православия, оберегать его от возможных искушений и соблазнов. К этим обязательствам Церковь относится очень серьезно. Поэтому при достаточности одного восприемника традиция Русской Православной Церкви предусматривает при Крещении наличие двух крестных родителей. Действительность Таинства Крещения обусловлена действием самой Божественной благодати, молитвой Церкви, правильностью совершенного обряда, поэтому в исключительных случаях допускается совершать это Таинство вообще без восприемников (крестных родителей). В случае если восприемники (крестные родители) оказываются недостойными своего звания, обязанности по духовному воспитанию детей (но не само звание крестных родителей!) могут взять на себя другие люди: родственники, знакомые, друзья семьи.

О ТАИНСТВЕ БРАКА

Почему при вступлении в брак необходимо венчание? В христианстве семья называется «малой церковью». С этой точки зрения отношения внутри семьи видятся не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы. В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. После того, как священник трижды произносит тайносовершительные слова: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) и благословляет жениха и невесту, они становятся мужем и женой. С этого момента они уже не два разных человека, но «единая плоть», которую не может и не должен пытаться разлучить или разрушить никто из людей. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — читаем мы в Евангелии (Мф. 19, 6). Разлучение супругов — это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью.

Что говорит Церковь об обязанностях супругов? Церковь Христова предлагает в полагающемся при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по слову Божию, есть тайна великая (Еф. 5, 32): он отображает собой духовно благодатный союз Христа Спасителя и Его Церкви. Муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь: любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее. Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению Церкви, мужу дана власть, его первенство — не преимущество, а долг. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки. «Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся — благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к Таинству»,- советовал намеревающимся вступить в брак святитель Феофан Затворник.

ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ

Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина. О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56). Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Всем ли необходимо покаяние? После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви. Грех рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8-9), пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

В чем заключается истинное покаяние? Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто, но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.

Насколько подробным должно быть исповедывание грехов? Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.

Как и когда совершается Таинство покаяния? Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу — не уйди отсюда неисцеленным».

Как готовиться к исповеди? Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.

Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин? К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий. Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера. Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.

Как вести себя в день Причащения? При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении. В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.

Как часто необходимо причащаться христианину? Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.

Для чего необходимо причащать младенцев? Как? Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям — в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров — молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5-3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.

Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме — совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!

О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К СМЕРТИ

Что есть смерть для христианина? Для верующего человека смерть — это «великое таинство» рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери. По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Здесь она не может уже по воле своей изменить свое состояние (принести покаяние и получить отпущение грехов), как это было при жизни на земле. Поэтому важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего с Церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни.

В чем заключается молитвенная помощь нашим умирающим и скончавшимся близким? По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. Чтобы облегчить страдания умирающего, родные и близкие читают над ним «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правоверного» (помещен во многих молитвословах). Его называют также отходною молитвой. После смерти человека и омовения его тела, сразу же начинают читать «Последование по исходе души от тела» (канон за единоумершего). Если человек умер вне дома, этот канон также необходимо прочесть в день его смерти. Затем в течение трех дней над умершим принято читать Псалтирь — непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным.

Почему необходимо отпевание? По учению Церкви, на третий день душа человека проходит страшные мытарства, а на сороковой приводится к Богу, чтобы услышать суд о себе Своего Творца и Владыки. Нет ни одного человека, который, как говорит Писание, пожил бы и не согрешил. Поэтому каждый умерший, уже не имеющий возможности самостоятельно что-то изменить в своей участи, имеет великую нужду в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Чтобы облегчить усопшему переход в вечную жизнь, в церкви совершают чин отпевания. Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного». Отпевание обращено также к родственникам и близким усопшего: заупокойная служба помогает им справиться с горем, исцелить душевные раны. Именно поэтому в чинах погребения так часто звучит победная песнь «Аллилуиа», что значит: «»Грядет Господь», и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших» (св. Симеон Солунский). Заочное отпевание возможно в случае крайней необходимости: когда не найдено тело покойного или храм находится очень далеко. Проводить покойного без отпевания — значит не исполнить свой долг любви и лишить его помощи Церкви.

О СОБОРОВАНИИ

Что такое соборование? Елеосвящение (его же называют соборованием)  это Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. По установлениям Церкви, при совершении Таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначается потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Однако в современных условиях это не всегда возможно. Поэтому допускается совершение Таинства двумя и тремя пресвитерами, в крайнем случае, одним, с тем, однако, чтобы он совершал его от лица собора священников, произносил все молитвы, сколько их есть, и совершил не менее одного помазания. Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей: молебного пения (молебна), освящения елея и помазания елеем. В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов, и как следствие этого, исцеление от болезней. Следует помнить, что любая болезнь ? следствие греховности человеческой природы, и Елеосвящение духовное врачевство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая, по смотрению Божию, необходима для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней.

Правда ли, что?.. К сожалению, приходится признавать, что с соборованием связано множество предрассудков. Суеверия приносят огромный вред: не дают обратиться к Таинству тем, кому оно жизненно необходимо. Вопреки распространенному и глубоко ошибочному мнению, Таинство Елеосвящения  это не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; и не полезное «дополнение» к медицине. Абсолютно недопустимо считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторяемо.

Кто может прибегнуть к Таинству Елеосвящения? Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания, страдающими телесными или душевными болезнями. Под таковыми можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, в том числе и не осознаваемые самим человеком. Следовательно, Таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции, такое общее Соборование обычно совершают в течение Рождественского и Великого постов. Таинство обычно совершается в храме, но, при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.

Как подготовиться к соборованию? Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, приготовляется к нему покаянием и исповедью и, после или прежде соборования, приобщается святых Христовых Таин.

Что необходимо подготовить для совершения Таинства дома? Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея (собственно «веществом» Таинства является лишь освященный во время него елей, поэтому и зерна, и вино, если их нет времени приготовить, могут отсутствовать). В пшеницу водружают семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое или подсолнечное масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие.

Почему при совершении этого Таинства используется елей? Елей (масло растительного происхождения) занимает в природе особое место, обладая целым набором свойств, отличающих его от других веществ. Он легче воды и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и «усмиряет волнение морское». Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет. С древности известны его лечебные свойства: елей действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди? Нет, в этом Таинстве разрешаются только забытые или неосознаваемые грехи.

Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Над пациентом, находящимся в бессознательном состоянии, Таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.

Еще о соборовании:

«У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго».

Преподобный Макарий Оптинский

«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное — всегда подается».

Преподобный Никон Оптинский

«Просьбу о молитве выполняю. Но ты и сама должна потрудиться в молитвенном обращении к Господу, ибо молитва от болезнующей души — это вопль, прорезающий небеса. Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой. Ко Господу надо принести нашу немощь, а у Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся, после соборования и врачи умудрятся на помощь тебе».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ХРАМ

Храм — это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.

Первым храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками непосредственно перед крестными страданиями. И все мы, крещенные и живущие в вере православной, можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную.

Именно об этом мы и должны помнить, приходя в храм. Если человек приходит сюда с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. И, конечно, вне зависимости от того, умеет ли такой человек вести себя в храме, он не будет чувствовать себя здесь чужим. Но не следует пренебрегать и правилами церковного благочестия.

Мы надеемся, Вам известно, что в храм нельзя приходить в нетрезвом состоянии, нельзя приносить или приводить с собой домашних животных. Приходя в храм, следует заранее выключить мобильный телефон, чтобы звонок не разрушил Ваше молитвенное настроение и не потревожил окружающих.

Мы уверены, Вы не забыли о том, что одежда, в которой человек приходит в храм, должна быть пристойной и опрятной, соответствовать его полу. Короткие платья и юбки, майки, шорты, спортивные и пляжные костюмы здесь неуместны. По традиции, мужчины в храме снимают головной убор, женщины покрывают голову.

Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся. Все разговоры во время службы необходимо ограничить до предела.

Если Вам необходимы совет или помощь, обратитесь к священнику до (или после) службы.

У нас не принято делать резких замечаний тем, кто пока не знаком с богослужебной жизнью храма. Если же это случилось, постарайтесь сохранить мирное настроение и помните, что главное в храме — Христос. Именно к Нему мы пришли, и Он всегда принимает нас с любовью.

СВЕЧА

«Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святаго Духа; воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами; воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожение (то есть естество наше, очищаемое Божественным огнем); и, наконец, воск, в котором горит огонь, и этот самый свет, постоянно горящий, означает соединение и крепость взаимной нашей любви и мира»

(Симеон, епископ Солунский).

Почему во время молитвы мы возжигаем свечи? Свеча, возжигаемая перед иконой, является, в первую очередь, символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Молящийся человек зачастую не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу. Символом этого, невыразимого до конца в словах, молитвенного чувства и является пламя свечи.

Имеют ли значение цена и размер свечи? Подлинная любовь всегда жертвенна. Поэтому церковная свеча — еще и наша жертва Богу и Церкви. Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать в пользу Церкви они могут разные средства. Только этим и объясняются различия в цене и размере свечей.

Кому и сколько свечей надо ставить, приходя в церковь? Строго установленных правил на этот счет не существует. Обычно, в первую очередь, мы ставим свечи к празднику и чтимой храмовой иконе. О здравии наших родных и близких мы молимся, поставляя свечи к иконам Спасителя, Божией Матери или святых, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах. Если же необходимо помолиться об упокоении усопших, следует поставить (или передать) свечу на канун: прямоугольный столик, стоящий, как правило, в западной части храма, недалеко от входа. На нем находятся Распятие Господне и множество свечей.

ИКОНА

В иконописании существует особый вид духовной преемственности, восходящий к первообразу. Большинство икон восходят к тому, что искусствоведы называют прижизненными портретами. Все иконы Спасителя восходят к Его Нерукотворенному Образу. Большинство икон Божией Матери восходят к иконам Одигитрия, Умиление, написанным Евангелистом Лукой. Так и первые иконы подвижников благочестия написаны мастерами, которые знали этих святых при жизни, помнили их облик. По преданию, Божия Матерь, оценив мастерство Луки, благословила написанный им образ словами: Благодать Моя пребудет с этой иконой до скончания века.

В православной традиции поклонения святым иконам нет ничего похожего на идолопоклонство. Мы молимся не иконе как предмету, источающему благодать, а первообразу — тому, кто изображен на иконе. Поэтому, перед какой бы иконой мы не молились, будь то Казанская, Владимирская, Утоли моя печали и т.д., мы молимся Самой Божией Матери. При всем благоговении к иконам, каждый православный человек понимает, что молитва, совершаемая в отсутствии какой бы то ни было иконы (в заключении, в путешествии, в других необычных обстоятельствах), столь же действенна и благодатна.

Что такое чудотворная икона, «намоленная» икона? Любая икона, написанная и освященная в соответствии с каноническими правилами, по сути, является чудотворной, потому что каждая молитва перед ней соединяет человека с Богом или прославленными Церковью святыми. Даже если молящийся не получает просимого (поскольку Бог лучше знает, что молящемуся по-настоящему необходимо), он всегда получает помощь от Господа, но, возможно, там, где не ожидает. Однако есть отдельные иконы, о которых мы знаем, что по молитве перед ними происходили чудеса, становившиеся общеизвестными, их-то по преимуществу и именуют чудотворными.

Мы предпочитаем молиться перед старыми, как говорят «намоленными» иконами, потому что во время молитвы вспоминаем тех, кто молился перед ними за сотни лет до нас. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена. Они получили просимое и многое другое, сверх того. Воспоминание об этом (часто неявное, подсознательное) укрепляет нашу собственную веру, а это означает, что и наша собственная молитва становится более крепкой.

Как правильно прикладываться к иконе? Если это икона Спасителя, то целовать нужно ноги Христа. Если же образ поясной — целуют руки, а если на нем только Лик (например, на Нерукотворном Образе Спасителя), то край написанного иконе плата, на котором изображен Лик Христа. Так же благоговейно прикладываются и к иконам Божией Матери и святых. Не следует целовать сам лик Спасителя, Божией Матери, святого.

О ПОСТЕ

Первую заповедь о посте мы встречаем уже в книге Бытия, когда Бог заповедал Адаму «От всякого дерева ешь, а от дерева познания добра и зла — не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него — смертью умрешь» (Быт.2,16-17). Моисей перед тем как получил в синайской пустыне скрижали Завета, держал пост в течение 40 дней. Когда пророк Иона возвестил Неневитянам что прогневали они Бога невоздержанием, блудом и злыми делами, «оделись во вретища все — от мала до велика», даже царь Ниневии снял с себя царское облачение свое, и постились все — и старцы, и грудные дети, и даже скот весь не вкушал ни травы, ни воды. И простил их Господь. Пророк и псалмопевец Давид не раз упоминал в своих псалмах о пользе и необходимости поста и сам часто постился » Колени мои изнемогли от поста…» (Пс.108,24) или «Я… одевался во вретище и постом изнурял душу мою… «(Пс.34,13).

В Новом Завете, Сам Господь наш Иисус Христос указал нам пример постного воздержания, постившись в Иорданской пустыне 40 дней. Кроме того, святые апостолы, заповедовавшие нам наши сегодняшние посты, всегда помнили слова Спасителя о том, что лукавый враг рода человеческого сокрушается только постом и молитвой (Мф. 17, 21).

Для Христиан пост всегда был не только временем телесного воздержания, когда верующие добровольно налагали на себя ограничения в еде, но и периодом особого молитвенного делания, которое совмещалось с покаянием и добрыми делами. Во время поста верующие стараются удерживать себя от пустословия и праздности, от лености, развлечений и увеселений. Потому что внутренний пост духовный гораздо важнее поста внешнего телесного, святой Василий Великий писал: «Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, не простирающееся далее заповеди «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (Кол.2,21), ненавидит душа Господня…» Однако пост телесный так же занимает в жизни Христиан значительное место. В некоторые годы количество постных дней достигает двухсот. Это говорит о том, что соблюдение поста является неотъемлемой составляющей частью повседневной христианской жизни. Пост, будучи внешним выражением внутреннего мира христианина, является средством достижения духовного поста, а тот в свою очередь ведет человека истинному единению с Богом.

По правилам церковного устава, во время поста не употребляются «скоромные» или мясные, молочные и другие продукты животного происхождения, яйца, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. При этом Церковь всегда отмечает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление поста.

Устав о постах Православной Церкви находится в Типиконе, главным образом в 32 и 33 главах, и повторяется в богослужебных книгах: в Минее и Триоди. Постными днями для православных христиан являются все среды и пятницы в течение всего года (за исключением «сплошных», т.е. непостных периодов), четыре уставных поста: Великий, Рождественский, Петров (Апостольский) и Успенский. Так же несколько особых дней: Воздвижение Креста (14 сентября ст. ст.) и Усекновение честной главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.), в них, несмотря на то, что дни праздничные, соблюдается пост (с разрешением на вино и елей), в связи с характером празднуемых событий.

Однако Типикон позволят послабление поста в виде разрешения вина, елея, а иногда и рыбы. Во время празднования престольных или храмовых праздников в приходах и монастырях, как правило, разрешается рыба, а когда память святому празднуется с великим славословием или полиелеем, разрешается вино и елей. В Русской Церкви на праздники наиболее известных русских святых, таких как преп. Сергий Радонежский или преп. Серафим Саровский и чудотворных икон Божией Матери, таких как Казанская и Владимирская, так же разрешаются вино и елей.

Однодневные посты

Каждую неделю в течение всего года христиане постятся в среду и пятницу. Указание о посте в эти дни находим уже в памятнике 2 вв. «Учении 12 апостолов»: «посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. иудеями, в частности — фарисеями), ибо они постятся — в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу». В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни пища скоромная не употребляется, разрешается только пища растительная без елея, послабление поста Типикон разрешает для болящих и ради праздника. Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы — период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

В разряд однодневных постов также включены еще три дня церковного года.

Навечерие Богоявления(Крещенский сочельник)-18 января, полагается Однодневный строгий пост накануне одного из двунадесятых праздников — Крещения Господня. В Крещенский сочельник не едят «до святой воды», после литургии совершается чин великого освящения воды и все разговляются постной пищей. Устав в этот день предписывает употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).

Усекновение главы Иоанна Предтечи— 11 сентября. В это день пост установлен в воспоминание кончины Иоанна Крестителя, который был великим подвижником и постником.

Воздвижение Креста Господня— 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. День проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В такие праздники, как Сретение Господне, Преображение Господне, Успение, Рождество Богоматери и Покров, Введение во храм Пресвятой, Рождество святого Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу.

Также есть седмицы когда пост в среду и пятницу отменяется, они называются «Сплошные».

Мытаря и фарисея— за две недели до Великого поста.

Сырная (масленица)— неделя перед Великим постом, разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса.

Пасхальная(Светлая) — неделя после Пасхи.

Троицкая— неделя после Троицы (перед Петровым постом).

Седмичные посты не соблюдаются и в период от Рождества Христова до Богоявления, эти дни получили в народе название Святки.

Рождественский (Филиппов) пост 28 ноября — 6 января.

Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. 27 ноября — заговенье на пост, но если этот день попадает на среду или пятницу, то заговенье должно быть 26 ноября, поскольку среда и пятница — дни постные.

Во вторник и четверг, разрешается растительное масло и вино. Рыбу разрешается есть только в субботу, воскресение, и по большим праздникам, такие как день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). А также в дни памяти великих святых, если они выпадают на вторник и четверг, когда эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то вкушается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, тогда уставом положено сухоядение. После дня памяти Святителя Николая (19 декабря) и до предпраздненства Рождества рыба разрешается только в субботу и воскресенье.

Со 2 января пост усугубляется в виду близости Великого праздника Рождества Христова, в эти предпраздничные дни верующие с особым тщанием готовят себя к встрече Рождества, нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.

Канун Рождества (6 января) – это день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Для достойного приготовления к празднику Церковь усиливает постный подвиг и устав полагает в сочельник строгий пост. Запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, » до первой звезды», после чего принимают пищу — едят сочиво.

Великий пост

Великий пост — самый продолжительный и строгий из многодневных постов. Он называется Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в пустыне и своим подвигом явил пример для всех людей. За сорокадневным постом следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые Он добровольно принял на Себя. После страстной седмицы следует главный христианский праздник светлое Христово Воскресение или Пасха. Воскреснув во плоти из мертвых Христос, Своим примером показал всем людям образ грядущего всеобщего воскресения перед страшным судом. Ограничения и тяготы, которые накладывает Великий пост, необходимы людям для борьбы со своими похотями и страстьми, с их помощью человек сораспинается Христу, приготовляя себя ко встрече Пасхи, чтобы также и совоскреснуть с Ним в этот радостный и светлый день.

Для того чтобы не спеша и вдумчиво подготовить человека к длительному посту, уставом предлагается четыре подготовительные седмицы, первая из которых начинается неделей О Мытаре Закхее. В этот день воспоминается евангельская притча о мытаре Закхее (Лк. 19, 1-10), который уверовал в Сына Божия и не на словах, а и на деле искренне покаялся в своих грехах.

В следующее воскресение Церковь воспоминает евангельскую притчу О Мытаре и Фарисее (Лк.18,9-14). Эта притча посрамляет показное и лицемерное благочестие фарисея указывает на истинное и смиренное покаяние мытаря. Следуя духу евангельского назидания, церковный устав отменяет на предстоящей седмице посты в среду и пятницу, обличая показные пост и благочестие фарисея. В течение этой седмицы во все дозволяется вкушать любую пищу.

Третья седмица начинается с Недели о блудном сыне. В это воскресение евангельское чтение рассказывает нам историю блудного сына: его гордый уход из родительского дома, падение, покаяние и возвращение домой. Притча говорит о том, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние. В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская суббота, когда поминают усопших.

Следующее воскресение известно как Неделя о Страшном суде. Оно посвящается воспоминанию о грядущем Страшном Суде о котором в этот день повествует евангельское чтение. Эта неделя еще также называется мясопустной т.к. в этот день последний раз перед Великим постом можно есть мясо. Поэтому вся следующая за воскресением седмица является сырной, или сыропустной, когда устав предписывает воздержание только от мяса. Эта седмица получила в народе название Масленица. В среду и пятницу этой седмицы не полагается совершать Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет великопостные особенности.

Последнее воскресение перед Великим постом называется Прощеное воскресение, или другое название Воспоминание Адамова изгнания. В этот день Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества. Прощеное воскресение – пик подготовки к Великому посту. В этот день люди прощают друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.

В первые дни великого поста типикон предписывает для тех, у кого есть силы, постится сугубо и не вкушать пищи до среды, а в среду после литургии Преждеосвященных даров разговляться вареной пищей без масла. Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища без масла, но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное Воскресение (накануне Страстной седмицы), разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.

Также особо усердно постятся и в Крестопоклонную и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу — вообще ничего не едят до вечера, до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа.

По субботам и воскресениям, кроме субботы на Страстной седмице, дозволяется употреблять в пищу растительное масло и вино.

Петров пост

Петров, или Апостольский, пост установлен в память святых апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для Евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Начинается он через неделю после дня Святой Троицы. Продолжительность поста различна: от восьми дней до шести недель, но он всегда оканчивается в день памяти святых апостолов Петра и Павла (12 июля).

В это пост согласно церковному уставу рыбу разрешается есть в субботу и воскресение. В понедельник, среду и пятницу дозволяется растительная пища без масла и вина. В понедельник, вторник и четверг можно есть рыбу, если на них приходится праздник с великим славословием, в среду и пятницу рыбу можно только в праздник с бдением и храмовые праздники. По вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом. Если же день Петра и Павла выпадает на среду и пятницу, то пост не отменяется, то есть скоромное есть нельзя, но можно рыбу и растительное масло.

Успенский пост

Успенский, пост он установлен Церковью перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божьей Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Несмотря на свою краткость, Успенский пост соблюдается почти так же строго, как и пост Великий. В течение всего поста, кроме праздника Преображения не вкушается рыба. В субботу и воскресенье разрешается растительное масло и вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу — сухоядение. Начинается пост с праздника Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе его называют Медовый Спас, потому что с этого дня разрешалось вкушать свежий мед нового сбора. Вторым или Яблочным Спасом называется в народе праздник Преображения Господня 19 августа. В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. День Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, завершает этот пост. Если он приходится на среду или пятницу, то дозволяется есть рыбу, скоромное есть нельзя.